Без "Содружества" электричка не пойдет
15 января 2007 года

Руководством Горьковской железной дороги, которая является одним из ее соучредителей, уже направлены на согласование правительствам Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Удмуртии, Нижегородской и Кировской областей учредительные документы.

- Возможно, в документы будут внесены предложения и замечания, ведь регионы будут заключать с компанией 3 - 5-летние договоры, в которых оговариваются маршруты и количество необходимых поездов, объемы перевозок и дотации на перевозки, - сообщил журналистам региональных СМИ на пресс-конференции в Нижнем Новгороде заместитель начальника ГЖД по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ Георгий Сторожук. - А цель создания компании - сокращение убытков от перевозок путем привлечения дополнительных финансовых средств и удешевление транспортных услуг.

Разговоры о реформировании железнодорожной отрасли ведутся на федеральном уровне уже не первый год. Вопрос о создании пригородных компаний рассматривался руководством ОАО "РЖД" с полномочными представителями президента РФ в федеральных округах. Вначале думали учредить первое предприятие - "Татарстан-пригород", которое бы действовало только на территории нашей республики. Но потом решили на базе самого крупного отделения ГЖД - Казанского (электрички которого ездят в разные города не только нашей республики, но и других регионов) - создать межрегиональную компанию, обслуживающую несколько субъектов. Предпочтение Татарстану было отдано еще и потому, что по сравнению с другими регионами республика в полной мере выполняет свои обязательства по субсидированию проезда в поездах льготных категорий граждан. А варианты организации компании были разные: например, с участием в уставном капитале компании только имущества железных дорог, чтобы соучредителями были дочерние предприятия РЖД. Но правительство Татарстана предложило в качестве учредителей еще и регионы и заявило, что оно готово внести в уставный капитал 250 миллионов рублей.

- Мы стали перед дилеммой, поскольку у большинства субъектов таких средств не было. К тому же по закону у каждого учредителя должно быть 25 процентов акций плюс одна, - сказал заместитель начальника ГЖД Георгий Сторожук. - При таком раскладе какие-то регионы не смогут стать учредителями. Как поделить сто процентов акций на семь субъектов, не нарушив законодательства?!

Пока известно, что соучредителями "Содружества", уставный капитал которого составляет около одного миллиарда рублей, станут Горьковская железная дорога и одна из дочерних структур ОАО "РЖД". Однако проблемы убытков, по мнению руководства ГЖД, должны решаться при финансовой поддержке всех семи субъектов. Вслед за "Содружеством" планируется создать межрегиональные компании по пригородным перевозкам в Кировской, Владимирской и Нижегородской областях, а также в Удмуртии.

"Вечерняя Казань", Валентина Пахомова